§ 23. Союзы حُرُوفُ العَطْفِ
Союзы используются для присоединения одного имени к другому, согласующемуся с ним в падеже или одного глагола к другому, согласующемуся с ним во времени.
В арабском языке всего девять союзов:
1) وَ «и» (для выражения соучастия в каком-либо действии)
جَاءَ أَحْمَدُ وَ مُحَمَّدٌ Пришли Ахмад и Мухаммад
اِسْتَيْقَظَ مُحَمَّدٌ وَخَرَجَ إلَى الْبُسْتَانِ Мухаммад проснулся и вышел в сад
2)فَـ... «и; затем сразу» (для выражения непрерывной последовательности действий):
جَاءَ أحْمَدُ فَمُحَمَّدٌ Пришёл Ахмад, затем сразу – Мухаммад
دَخَلَ الْمُدَرِّسُ فَقَامَ التَّلاَمِيذُ Вошёл учитель и ученики встали
3) ثُمَّ «потом» (для выражения последовательности действий, между которыми имеется какой-либо промежуток времени):
جَاءَ أَحْمَدُ ثُمَّ مُحَمَّدٌ Пришёл Ахмад, потом – Мухаммад
صَلَّى أَبِي صَلاَةَ الْعِشَاءِ ثُمَّ نَامَ Мой отец совершил ночной намаз, потом уснул
4) حَتَّى«даже»[10]:
النَّاسُ يَمُوتُونَ حَتَّى الأَنْبِيَاءُ Люди умирают, даже пророки
5) أَوْ «или»:
يَزُورُنِى اليَومَ أََحْمَدُ أَوْ مُحَمَّدٌ Сегодня меня посетит Ахмад или Мухаммад
اِذْهَبْ إِلَى الْمَكْتَبَةِ أَوْ نَمْ فِي الْبَيْتِ Иди в библиотеку или спи дома
6) أَمْ «или» (в вопросительном альтернативном предложении, содержащем вопросительную частицу أَ «хамза»):
أَ طَالِبٌ هُوَ أَمْ أُسْتَاذٌ؟ Он студент или профессор?
أَتَقْرَأُ أَمْ تَنَامُ؟ Ты читаешь или спишь?
7) لاَ «а не…» (Этот союз используется после утвердительного предложения и после него должно стоять имя):
جَاءَنِي ضَابِطٌ لا مُهَنْدِسٌ Ко мне пришёл офицер, а не инженер
8) بَلْ «..., а» (после отрицательного предложения):
لَمْ أَرَ أَحْمَدَ بَلْ عُمَرَ Я видел не Ахмада, а Омара.
Если союзу بَلْ предшествует утвердительное предложение, то он выражает отказ говорящего от упомянутого ранее положения, т.е. говорящий поправляет то в чем он оговорился. Например:
رَأَيْتُ اليَوْمَ أَحْمَدَ بَلْ مُحَمَّداً Я видел сегодня Ахмада…Нет, Мухаммада
После союза بَلْ должно стоять имя.
9) لَكِنْ «..., а» (Этот союз используется после отрицательного предложения, то есть его смысл аналогичен смыслу союзаبَلْ , которому предшедствует отрицательное предложение):
لَيْسَ طَالِباً لَكِنْ عَامِلاً Он не студент, а рабочий
После союза لَكِنْ должно стоять имя.
Упражнения для закрепления
1) Переведите следующие предложения и найдите в них союзы:
قَتَلَ عُثْمَانُ الْأَسَدَ وَالْكَلْبَ __________________________________
أَكَلْتُ الْيَوْمَ لَحْمًا وَشَرِبْتُ عَصِيرًا ______________________________
رَأَيْتُ الْيَوْمَ زَيْدًا فَحَامِدًا ___________________________________
اِسْتَيْقَظْتُ الْيَوْمَ فِي السَّابِعَةِ فَصَلَّيْتُ ______________________________
أَكَلَتْ زَيْنَبُ عِنَبًا ثُمَّ تُفَّاحًا _________________________________
اِشْتَرَيْتُ التَّذْكِرَةَ ثُمَّ رَكِبْتُ الْحَافِلَةَ ____________________________
أَكَلَ الْقِطُّ السَّمَكَةَ حَتَّى رَأْسَهَا_______________________________
فَرَّ الْجَيْشُ حَتَّى قَائِدُهُ ____________________________________
كَتَبَ هَذِهِ الرِّسَالَةَ زَيْدٌ أَوْ عُمَرُ _______________________________
اِبْنِيَ الآنَ فِي الْمَدْرَسَةِ يَقْرَأُ أَوْ يَكْتُبُ ____________________________
أَ مُهَنْدِسٌ أَنْتَ أَمْ مُدَرِّسٌ؟ _________________________________
أَ يُصَلِّي عَمُّكَ أَمْ يَقْرَأُ الْقُرآنَ؟ _______________________________
ضَرَبَ الْكَلْبَ زَيْدٌ لا عُمَرُ _________________________________
لَمْ أَضْرِبْ قِطًّا بَلْ كَلْبًا ___________________________________
ضَرَبْتُ قِطًّا بَلْ كَلْبًا ____________________________________
لَسْتُ أُسْتَاذًا لَكِنْ طَالِبًا __________________________________
2) Переведите на арабский язык:
Тора, Библия и Коран – книги Аллаха
__________________________________________
Гульшат выпила чай и съела рис
__________________________________________
Я взял в библиотеке книгу, затем сразу пошел домой
__________________________________________
Мой брат взял зонт, потом вышел на улицу
__________________________________________
Я прочитал книгу, потом – газету
__________________________________________
Имя студента Ахмад или Хасан
__________________________________________
После утреннего намаза я пью чай или читаю Коран
__________________________________________
Мой друг студент, а не рабочий
__________________________________________
Я не араб, а русский
__________________________________________
Студенты спали, и даже учитель
__________________________________________
3) Переведите следующие аяты и найдите в них союзы:
﴿أَسْتَكْبَرْتَ أَمْ كُنْتَ مِنَ الْعَالِينَ﴾
____________________________________________________________
﴿قُل كُونُوا حِجَارَةً أَوْ حَدِيدًا﴾
____________________________________________________________
﴿هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُمْ مَا فِي الأَرْضِ جَمِيعًا ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَمَاءِ فَسَوَّاهُنَّ سَبْعَ سَمَوَاتٍ﴾
____________________________________________________________