§ 6. Переходные и непереходные глаголы الأَفْعَالُ المُتَعَدِّيَةُ وَاللاَّزِمَةُ

Автор: mynavira вкл. .



 

В зависимости от наличия или отсутствия прямого дополнения (المَفْعُولُ بِهِ) глаголы в арабском языке бывают переходными и непереходными.

Переходными называются такие глаголы, которые имеют при себе прямое дополнение (имя в винительном падеже, обозначающее лицо или предмет, на которое падает действие). Например:

قَرَأْتُ اليَوْمَ الكِتَابَ   Я сегодня читал книгу





ضَرَبَ الوَلَدُ الكَلْبَ بِالسَّوْطِ   Мальчик ударил собаку плеткой

رَأَيْتُ زَيْدًا فِي الْجَامِعَةِ   Я видел Зейда в университете

 

Непереходные глаголы - это глаголы, которые не имеют при себе прямых дополнений. По отношению к таким глаголам нельзя задать вопрос винительного падежа (кого? что?). Например:

نَامَ الوَلَدُ عَلى السَّرِيرِ   Мальчик спал на кровати

ذَهَبْتُ إِلَى الْمَكْتَبَةِ   Я пошел в библиотеку

غَضِبَ أَخِي عَلَيَّ   Мой брат рассердился на меня

 

Следует заметить, что глаголы, являющиеся переходными в русском языке, могут быть непереходными в арабском и наоборот. Например:

تَخَرَّجَتْ زَيْنَبُ فى الْجَامِعَةِ   Зейнаб окончила университет (переходный в русском, непереходный в арабском)

دَخَلَ أَحْمَدُ البَيْتَ   Ахмад вошёл в дом (непереходный в русском, переходный в арабском)

رَكِبَتْ أُمِّي السَّيَّارَةَ   Моя мама села в машину (непереходный в русском, переходный в арабском)

 

Упражнения для закрепления

 

 (1Введите в предложения подходящие переходные глаголы, данные внизу, и определите прямое дополнение (المَفْعُولُ بِهِ):

... اَللَّهُ الرَّسُولَ

________________________________________________

... عُمَرُ الْأَسَدَ

________________________________________________

... الْبِنْتُ الْكِتَابَ

________________________________________________

... زَيْدٌ الْكَلْبَ

________________________________________________

... اَلتِّلْمِيذُ السُّورَةَ

________________________________________________

... اَللَّهُ الاِنْسَانَ

________________________________________________

ضَرَبَ   (и) бить

قَتَلَ   (у) убивать

قَرَأَ   (а) читать

حَفِظَ   (а) учить

خَلَقَ   (у) создавать

بَعَثَ   (а) отправлять

 

2) Определите переходные и непереходные глаголы в следующих предложениях и переведите их:

كَتَبَ زَيْدٌ الرِّسَالَةَ

_____________________________________________________

جَاءََ أَحْمَدُ إلَى الْمَسْجِدِ

_____________________________________________________

قَطَعَ إِرْشَادٌ الَْحَبْلَ

_____________________________________________________

جَلَسَ عُثَْمَانُ عَلَى الْكُرْسِيِّ

_____________________________________________________

صَلَّى ذَكِىٌّ صَلاَةَ الْفَجْرِ

_____________________________________________________

خَرَجَ الطَّالِبُ مِنَ الْجَامِعَةِ

_____________________________________________________

حَفِظَتْ سَلْمَى سُورَةَ الرَّحْمَان

_____________________________________________________

 

3) Переведите предложения на арабский язык и найдите в них прямое дополнение

(المَفْعُولُ بِهِ):

Я видел мечеть

________________________________________

Зейнаб выучила суру

________________________________________

Студент читал книгу

_________________________________________

Учитель написал урок

_________________________________________

Ученик вошёл в мечеть

_________________________________________

4) Выучите арабскую пословицу:

š مَنْ خَافَ ذِئْبًا أَعَدَّ لَهُ كَلْبًا

«Кто боится волка, тот готовит против него собаку»