Почти год без Египта
Почти год действует запрет на полеты российских авиакомпаний в Египет.
Решение о приостановке авиационного сообщения с Арабской Республикой было принято 6 ноября 2015 года, через неделю после катастрофы с лайнером А321.
Самолет, следовавший из курортного города Шарм-эш-Шейх в Петербург, был взорван над Синайским полуостровом. 224 человека, находившиеся на борту воздушного судна, погибли. Изначально полеты в Египет были приостановлены до выяснения точных причин крушения самолета А321.
О том, что крушение лайнера произошло в результате теракта, глава ФСБ Александр Бортников сообщил 16 ноября на совещании у президента. Условием возобновления полетов в Арабскую Республику стало усовершенствование мер безопасности в египетских аэропортах. Египетское направление было одним из наиболее популярных у туристов из РФ. Несмотря на то, что в 2015 году самолеты из России летали в Египет всего 10 месяцев, это направление в итоге оказалось самыми востребованными у россиян. Страну успели посетить более 2 млн отечественных туристов. Закрытие Египта вызвало шок на рынке туроператоров, ведь альтернативы пляжному отдыху, особенно в зимний период, практически не было.
Несмотря на то, что египетские власти чуть ли не ежедневно отчитываются о работе над усилением мер безопасности, а арабские СМИ пишут об очередных достигнутых договоренностях, авиарейсов в Египет так и нет. Примерный срок возобновления авиасообщения 27 октября на встрече с председателем палаты депутатов Египта Али Абдель Алемом обозначила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее словам, полеты могут начаться в конце текущего — начале следующего года, когда будет решена проблема электронного допуска сотрудников в закрытые зоны египетских аэропортов.
Туристическое сообщество продолжает ожидать возобновления рейсов, как-никак наступает зимний сезон, а египетское направление всегда пользовалось спросом в это время года. Компаниям нужно формировать программы, но сделать это чрезвычайно сложно, поскольку неясно, когда откроют Египет. Для жителей европейской части России курорты Шарм-эш-Шейха и Хургады были вне конкуренции по соотношению цена-качество. Если жители Дальнего Востока могли позволить себе довольно дешево слетать в страны юго-восточной Азии, то Мурманска и Пскова — нет.
В последнее время большей популярностью пользуются Объединенные Арабские Эмираты и Израиль, а также Доминиканская Республика и Мальдивы. Однако многим из завсегдатаев египетских пляжей эти направления не по карману. В свою очередь российские черноморские курорты в период с октября по май не могут привлечь любителей пляжного отдыха. Краснодарский край и Крым зимой интересны, прежде всего, любителям экскурсий.
«Среднестатистический российский турист, который раньше ездил в Египет, попробовал рассмотреть варианты отдыха в азиатских странах и ОАЭ. Пляжный турист не поедет в Великий Устюг, на родину Деда Мороза. Поэтому делать вывод о том, что из-за отмены Египта люди стали больше ездить по зимней России, нельзя», — считает представитель Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Павел Румянцев.
По словам эксперта, остались россияне, которые все-таки пусть и «окольными путями», с пересадками добираются до египетских курортов Красного моря. Но количество их невелико. Это примерно 5-7% из тех, что ездили в Египет прежде. Естественно, что эти туристы в случае банкротства компании-туроператора не могут рассчитывать на поддержку организации «Турпомощь». Румянцев считает, что в краткосрочной перспективе авиасообщение с Египтом запущено не будет.
«Нельзя сказать, что та же Турция, которая теперь вновь открыта для российских туристов, абсолютно безопасна. Особенно Стамбул и Анкара. Думаю, что Египет, с точки зрения внутренней безопасности, а также безопасности на курортах, достиг такого уровня, что туристов туда можно возвращать. Но времени для того, чтобы сформировать постоянные чартерные цепочки, остается все меньше. Если Египет откроется, то местные быстро сориентируются. Если появится возможность чартерного сообщения, то египтяне не будут жадничать. Но, конечно, не стоит ожидать, что можно будет за 25 тыс. рублей жить в пятизвездочном отеле две недели. Есть грани разумного, за которые египетские партнеры не выйдут. Они предложат разумные цены по сравнению с ОАЭ и Израилем. Например, турецкие туроператоры смогли сориентироваться за 2-3 недели. Вполне возможно, и в случае с Египтом можно будет реализовать подобный сценарий», — сказал Румянцев.
Не ждет скорого решения вопроса с открытием Египта и эксперт общественной палаты, председатель клуба «Защиты прав туристов» Роман Бобылев. Он обращает внимание на то, что тестировать египетскую безопасность собираются на каирском аэропорте. То, что столичный аэровокзал будет открыт для регулярных рейсов, не означает, что российские чартеры массово полетят в Хургаду и Шарм-эш-Шейх.
«Складывается впечатление, что власти России, Великобритании и Германии смотрят друг на друга и ждут, а кто же первым примет ответственное решение и разрешит полеты. Первым быть никто не хочет. Воздушные гавани будут открываться поэтапно. Сначала Каир, а потом все остальные. На первом этапе допустят только регулярную перевозку. Никто сразу же массово летать в Египет не начнет. Будут и дополнительные требования к российским авиакомпаниям. Но, на мой взгляд, регулярное авиасообщение восстанавливать надо. Не стоит забывать, что в Египте проживает и огромная диаспора российских граждан. Только в Хургаде прежде на консульском учете состояли до 30 тыс. россиян. Есть еще серьезные студенческие обмены между исламскими университетами. Этим людям приходится добираться до нужных мест с пересадками», — пояснил Бобылев.
«Но надо понимать, что вопрос безопасности очень серьезный. Жесткие требования к египетской стороне обоснованны. По предварительной информации, взрывное устройство в самолет заложил либо сотрудник аэропорта, либо сотрудник системы безопасности аэровокзала. То есть это не какие-то посторонние люди. Это личный состав, то есть свои люди. Это серьезная проблема», — считает Бобылев.
Кроме этого, эксперт напомнил, что открытие Египта тесно связано и со сделкой по приобретению Арабской Республикой партии российских самолетов Sukhoi Superjet 100. Именно эти машины должны стать основными для авиаперевозок внутри Египта. Покупка Египтом этих самолетов является одним из условий возобновления полетов.
Бобылев считает, что закрытие Египта серьезно не помогло развитию внутреннего российского туризма. Но оно оказало влияние на развитие других направлений. В разы больше россиян стали отправляться в ОАЭ и Тунис. Серьезно увеличился турпоток в Марокко, а это направление никогда не считалось массовым. Идет на рекорд Доминиканская Республика. Если прежде в этой стране отдыхали 50-70 тыс. человек, то теперь их количество достигло 200 тыс.
Arafnews / Росбалт