Арабский язык заставляет думать иначе
Израильские ученые полагают, что они определили, почему особенно трудно научиться читать на арабском языке. Команда специалистов Хайфского университета (The University of Haifa) говорит, что человек использует оба полушария головного мозга, когда учиться читать на том или ином языке, но при чтении на арабском языке эта способность пропадает.
Детализированные символы арабской письменности означают, что, при попытке их прочесть, человек использует только левое полушарие, поскольку именно оно отвечает за распознавание таких деталей.
Согласно сообщениям журнала «Нейропсихология» (Neuropsychology), подобные выводы были сделаны на основе исследования, в котором участвовали 40 человек. Когда кто-то учится читать на арабском языке, он сначала должен запомнить какие символы каким буквам соответствуют, а затем какие символы каким звукам соответствуют.
В арабском языке очень сложная система «функционирования», потому что, называя буквы по отдельности нужно обращать внимание на очень мелкие детали, такие как, к примеру, количество точек, расположенных над тем или иным символом.
Профессор Зоар Эвьятар (Zohar Eviatar), возглавлявший исследовательскую группу, отметил, что особенность арабского языка состоит в том, что при его изучении практически невозможно задействовать правое полушарие.
Специалисты исследовали 40 студентов. Некоторые из них только говорили на иврите, другие же и говорили, и хорошо читали на арабском языке. Для того, чтобы проверить, какая часть мозга активно работает при чтении символов, эксперты установили специальную программу, которая показывала буквы в течение одной десятой доли секунды то в одной части экрана, то в другой.
Когда глаза видят что-то на одной стороне экрана в течение очень короткого периода времени, то для обработки изображения достаточно одного полушария. Команда специалистов измерила насколько быстро и как точно студенты называли увиденные ими символы-буквы, сначала на иврите, а затем на арабском языке.
В результате оказалось, что все студенты хорошо читали на иврите, и все они использовали как правое, так и левое полушарие для того, чтобы называть ивритские буквы. Тоже самое ранее было доказано и с использованием букв английского языка. Буквы английского языка и иврита легче произносить отдельно, поскольку между ними есть четкие различия, в отличие от арабского языка.
Но когда они стали изучать, как читают и произносят студенты арабские буквы-символы, команде специалистов стало понятно, почему дети находят арабский язык таким трудным для изучения. Говорящие только на иврите вели себя как дети, которые только начинают учиться читать – они пытались произносить по отдельности арабские буквы-символы, стараясь делать это очень медленно, но все равно при этом совершая много ошибок. Также стоит отметить, что использовали они оба полушария.
Однако, те, кто хорошо читает на арабском языке, используют лишь левое полушарие для того, чтобы называть арабские буквы-символы. Ученые были заинтригованы полученными результатами и провели дальнейшее расследование. Их все же интересовал вопрос о том, почему при чтении арабской письменности не работает правое полушарие.
В новом исследовании они показали студентам пары очень похожих арабских букв с минимальными отличиями друг от друга и пары букв, которые полностью отличались друг от друга. Когда студентам, которые хорошо читали по-арабски, показали пары схожих букв, они видели их правым полушарием и отвечали наугад, то есть не могли отличить их друг от друга.
"Правое полушарие более чувствительно к "глобальным" переменам, в то время, как левое замечает более мелкие изменения", - говорит профессор Эвьятар. Полученные данные, возможно, дают исследователям некоторые подсказки относительно того, что учащиеся читать могут делать неправильно в процессе изучения арабской письменности.
Как взрослые, так и дети, призывают на помощь оба полушария для того, чтобы выучить что-то новое. И использование обоих полушарий – это именно то, что необходимо делать при чтении и на английском, и на иврите, так как эта стратегия очень хороша при изучении другого языка.
Однако, предыдущие исследования показали, что правое полушарие плохо работает когда дело заходит об отличии мелких деталей, поэтому те, кто начинает изучать арабский язык должны научиться сосредотачивать свое внимание на мелких деталях, что не является естественным для них, но может помочь им постепенно перейти на полное использование левого полушария.
Теперь исследователи планируют сравнить возможности тех, кто только недавно научился читать на арабском с возможностями тех, кто уже эксперт в этой области, и выяснить, как ведет себя их мозг, когда видит буквы-символы.
В конечном счете, они планируют прийти к выводу, как лучше преподавать арабский язык детям, в том числе и помочь им лучше и быстрее узнавать и произносить буквы и запомнить какому символу какой звук соответствует.
www.infoniac.ru