Арабский торговый флот
В этой статье рассматривается торговый флот арабов средних веков.
Военно-морской флот, без которого развитие арабской торговли пошло бы, скорее всего, по другому пути, рассмотрен в отдельной статье.
В начале 8 века Арабский Халифат распространил свое влияние на территории от Персидского залива до Каспийского моря, и от Пиренейского полуострова до Туркестана и на весь Север Африки. Такую огромную площадь уже не охватить только сухопутными путями - нужно было активно развивать мореходство, конечно уже существовавшее и до этого, еще со времен египетских пирамид. К середине 8 века арабы добрались до Коморских островов, а чуть позже и до Мадагаскара. Затем они основали форпост на остров Мозамбик.
Для морской торговли использовались парусники - "дау" (также "дхау" или "доу" - что значит "судно") и их модификации: "багала", "ганья", "бум".
Для их постройки применялась в основном древесина индийского тика из Индии.
Первым делом вокруг рамы сбиваются доски обшивки и уже потом одевают на ребра каркаса. В Европе же строили в обратном порядке.
Арабский парус-дау так же индивидуален - его изобрели арабы. На кормовой мачте был такой же парус, как и на носовой, только меньше размером, он мог работать воздушным рулем.
Такая парусная система легко управлялась небольшим экипажем и обеспечивала судну ход до 12 узлов, что для "торговца" было очень не плохо.
В разных регионах строились однотипные суда, но с чуть другими параметрами и названиями.
- "Багала" - "мул" - грузоподъемность 150-500 т, могли иметь и две и три мачты, транцевую корму, резной орнамент по дереву.
- "Ганья" - грузоподъемность 70-200 т, украшена скромнее.
- "Бум" - сова - грузоподъемность 60-200 т, в отличие от предыдущих не с плоской кормой, а с остроконечной кормой, без резных украшений.
- "Самбуки" - грузоподъемность 30-200 т, без резного орнамента, только узоры на бортах. "Самбуки" в основном курсировали между африканским побережьем и арабскими портами Красного моря, а также в Бомбей и Занзибар.
Особенность постройки этих судов - при креплениях не использовались гвозди и не из-за отсталости технических знаний, а из-за особенностей конкретной древесины - индийский тик при контакте с железными гвоздями начинал активно гнить и в этих местах быстро появлялись течи. Ну и древние мореходы боялись подводных магнитных скал, которые могут повыдергивать железные гвозди прямо на ходу.
Для крепления использовались канаты из койры - волокон кокосовых орехов, обработанные в морской воде. Тим Северин, известный британский ученый, путешественник и писатель, для постройки копии "Бумы", на которой он прошел 6000 морских миль из Омана в Китай по пути Синдбада-морехода, вынужден был закупить аж 700 км этого волокна!
Современные материалы уже превосходят по своим свойствам природные. Например созданная в Германии диффузионная водонепроницаемая плёнка Delta FOXX обладает высокой прочностью и эластичностью при больших перепадах температур, устойчивостью к ультрафиолетовому излучению..
По теме: Арабское судостроение