ОАЭ - варианты укрепления финансового положения

Автор: Лоуренс вкл. .



Согласно данным Института международных финансов, если цены на нефть продолжат снижаться в течение длительного периода, для Эмиратов существует несколько стратегий укрепления финансового положения и сохранения устойчивости их экономического роста на лучшем, по сравнению с другими, менее диверсифицированными нефтяными экономиками региона, уровне.
 
В докладе, опубликованном Институтом в связи с действиями правительства ОАЭ по либерализации цен на топливо, было отмечено, что на этом пути Эмираты опережают другие страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).
 
Среди стратегий, упомянутых в докладе, презентация которого состоялась на пресс-конференции в Дубае, д-р Джарбис Ирадиан, главный экономист Института по Ближнему Востоку и Северной Африке, выделил снижение дополнительного роста заработной платы, введение налога на транспорт, а также НДС, что будет способствовать созданию новых источников бюджетных поступлений, укреплению налогового администрирования и расширению налоговой базы.
 
Благодаря значительным финансовым ресурсам и возможности кредитования за счет внутренних источников, в среднесрочной перспективе правительство вполне способно восполнять небольшой дефицит бюджета. Даже если в 2016 году цены на нефть упадут в среднем до US$45 за баррель и продолжат оставаться низкими в течение некоторого времени, финансовое положение ОАЭ будет оставаться устойчивым при принятии текущих налоговых корректировок.
 
Что касается банковского сектора, в краткосрочной перспективе эмиратские банки смогут поддерживать ликвидность за счет стабильности базовых финансовых показателей. Благодаря гибкости экономики ОАЭ, в этом году банки сумели заработать высокую прибыль, сохранив устойчивыми показатели платежеспособности и кредитования.
 
В последние 10 лет высокие цены на нефть помогли ОАЭ превратиться в "тихую гавань", за счет значительных внутренних и внешних финансовых резервов, увеличивающих прочность экономики.
 
Результатом резкого падения цен на нефть с середины 2014 года стала эрозия бюджетных и внешних ресурсов, а также большая степень уязвимости перед внешними факторами, например, такими, как повышение процентной ставки Федеральной резервной системой США.
 
Доклад Института международных финансов прогнозирует комплексное сокращение государственных расходов (федерального правительства и местных органов власти) в 2015 году примерно на 4%, по сравнению с 2014 г. Небольшое увеличение объема экспорта сырой нефти снизит средневзвешенную цену нефтяной корзины с US$79 за баррель в прошлом году до US$70 в этом. Ожидается значительное сокращение положительного сальдо текущих счетов, тем не менее, они останутся профицитными, что будет способствовать сохранению за ОАЭ статуса важного источника капитала.
 
Эмираты сохраняют привязку дирхема к доллару в качестве основы экономической стабильности, что в долгосрочной перспективе будет способствовать упрочению финансового положения экономических институтов.
 
Согласно докладу, в 2015 году рост ВВП сократится до более скромного уровня: резкое снижение цены на нефть при сокращении государственных расходов приведет к сокращению роста ВВП до 3,3%, по сравнению с 4,6% в 2014 году.
 
В 2015 году уровень инфляции, как ожидается, вырастет до 4,4% в связи с рядом факторов (среди которых расходы на оплату жилья и транспорта), однако в 2016 году данный показатель снизится до 2,9%.
 
Серьезные проблемы стран-экспортеров нефти
 
Страны-экспортеры нефти на Ближнем Востоке и в Северной Африке столкнулись с серьезными проблемами, пытаясь противостоять непрерывному снижению мировых цен на нефть, говорится в докладе Института международных финансов.
 
Д-р Джарбис Ирадиан заявил, что резкое и устойчивое снижение цен на нефть обнаружило настоятельную необходимость в проведении реформ, и что жесткие финансовые условия ведут к ослаблению роста. Ожидается, что в 2016 году ненефтяной рост сократится до 2,6%, по сравнению с 3,9% в 2015 году. Однако огромные иностранные финансовые резервы, сосредоточенные в государственных и суверенных инвестиционных фондах, могут замедлить скорость изменений в ближайшем будущем.
 
В 2015-2016 гг. среднегодовые государственные расходы снизятся на 2%, по сравнению с их непрерывным приростом на 15,5% в период с 2004 по 2014 год.
 
В докладе Института международных финансов сказано, что банковские системы стран Ближнего Востока и Северной Африки находятся в выгодном положении, позволяющим им справиться с низкими ценами на нефть в течение последующих нескольких лет при условии ужесточения политики ликвидности и повышения процентных ставок.
 
Доклад указывает также на возможность сокращения размеров топливных субсидий, что позволит снизить внутреннее потребление нефтепродуктов, среднегодовой рост которого достиг 5,5% за последних пяти лет, что будет способствовать повышению объемов экспорта нефти.
 
Ситуация может быть улучшена и постепенным повышением цен на нефтепродукты в регионе, которые являются одними из наиболее низких в мире.
 
На смену большим финансовым излишкам, которые наблюдались в последние десятилетия, приходят большие дефициты, особенно в Саудовской Аравии, Бахрейне и Омане. В Эмиратах и Катаре, по прогнозам, будет зафиксирован небольшой дефицит, а Кувейт сможет добиться профицита бюджета, благодаря большому инвестиционному доходу, достигающему более 10% ВВП.

АрафНьюс