Ближний Восток отказывается от роскоши
В будний день во второй половине дня женщины с плотно закрытыми лицами прогуливаются по торговому центру, переходя от бутика Dior и бутику Burberry.
Однако никаких покупок они не делают, как это было, например, в прошлом году, заявил менеджер саудовской цепи магазинов Gucci Мохаммед Фахмави. Еще год назад, заявляет он, через двери его магазина проходило свыше 100 клиентов. Теперь в лучше случае – 20. В магазине Cartier, расположенном неподалеку, примерно такая же динамика.
"Люди боятся, они не хотят пока тратить свои деньги", - заявил он, ссылаясь на экономический спад на фоне спада цен на нефть.
Падающие цены на нефть снижают покупательную способность потребителей на Ближнем Востоке, в частности, речь идет о снижении покупательной способности предметов роскоши. Консультанты Bain & Co. Burberry Group Plc сообщили, что продажи в регионе заметно страдают от недостатка посетителей.
"Мы испытали довольно сильное падение трафика на Ближнем Востоке", - заявил исполнительный директор Axel Dumas.
Объем продаж товаров класса люкс вырос всего на 1%. В 2015 году они составили 8,1 млрд евро, прирост по сравнению с 2014 годом составил 4%. Пятая часть респондентов, участвовавших в опросе Стран Персидского залива, опубликованном в прошлом месяце, заявила, что они сократили потребление предметов роскоши в 2015 году, по сравнению с 13% годом ранее.
Снижение продаж предметов роскоши добавляет проблем производителям, слабый спрос в некоторых частях Азии, сильный доллар и теракты в Европе снижают продажи. Мировой сектор предметов класса люкс увеличится лишь на 2% в этом году, что сделает его вторым самым слабым годом после 2009 года, сообщают данные итальянской ассоциации Fondazione Altagamma.
За последние два месяца объем снимаемых наличных в Саудовской Аравии снизился почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщают данные центробанка. В минувшую субботу в молле Al Faisaliah в Эр-Рияде магазины Missoni и Valentino были пусты. В магазине Swarovksi за весь день была от силы пара женщин.
"Я всегда достаточно скромно расходую средства, будь то сегодня или ранее", - заявил Хулоуд Саад, 25-летний молодой человек, прогуливавшийся в торговом центре с друзьями.
Спад цен на нефть на 55% с июня 2014 года также повлиял на зарубежный спрос. Несмотря на то, что слабый евро сделал Европу более привлекательной для ближневосточных потребителей, они не тратят там привычный для себя объем средств. Global Blue заявляет, что расходы покупателей из Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Саудовской Аравии и Кувейта, облагаемые налогом, после роста в течение семи месяцев подряд оставались достаточно скромными.
Ближний Восток не утратил свой лоск. В 2015 году в Катаре, самой богатой стране в мире на душу населения, население тратило в среднем $4000 в месяц на товары и услуги класса люкс, годом ранее эта сумма составляла $2500.
Торговый агент бренда Montblanc Richemont Маурисио Манрик в торговом центре Dubai Mall заявил, что спад, вероятно, является просто еще одним результатом недавнего всплеска. За шесть лет работы там, всякий раз, когда продажи, казалось бы, должны были падать, он всякий раз становился свидетелем того, как приходят русские и расхватывают шариковые ручки или бумажники на $460. Показывая рукой вверх и вниз, как бы отмечая, как поднимается и падает бизнес, продавец заявляет: "Не сказал бы, что это тенденция".
ВЕСТИ.Экономика