§ 30. Двойственное число التَّثْنِيَةُ
В арабском языке имеются три числа: единственное (الإِفْرأدُ) двойственное (التَّثْنِيَة)и множественное (الجَمْعُ).
Двойственное число образуется от единственного путём добавления окончания -َانِ. Например:
كِتَابٌ (неопределенная) книга Š كِتَابَانِ две (неопределенные) книги
اَلْكِتَابُ (определенная) книга Š اَلْكِتَابَانِ две (определенные) книги
В родительном и винительном падежах это окончание меняется на -َيْنِ:
الرَّفْعُ именит. падеж |
كِتَابَانِ |
الكِتَابَانِ |
الجَرُّ родит. падеж |
كِتَابَيْنِ |
الكِتَابَيْنِ |
النَّصْبُ винит. падеж |
كِتَابَيْنِ |
الكِتَابَيْنِ |
При образовании двойственного числа ةٌ«та марбута» в именах женского рода превращается в обычную букву ت «тэ»:
فَتَاةٌ девушка Š فَتَاتَانِ две девушки
مَدْرَسَةٌ школа Š مَدْرَسَتَانِ две школы
طَائِرَةٌ самолет Š طَائِرَتَانِ два самолета
Если имя двойственного числа является первым членом идафы (الْمُضَافُ), то оно утрачивает букву ن «нун». Например:
كِتَابَانِ две книги Š كِتَابَا طَالِبٍ две книги студента
يَدَانِ две руки Š يَدَا اِنْسَانٍ две руки человека
كِتَابَانِ две книги Š كِتَابَاكَ твои две книги
يَدَانِ две руки Š يَدَاهُ его две руки
Подобные словосочетания склоняются следующим образом:
الرَّفْعُ именит. падеж |
كِتَابَا طَالِبٍ |
يَدَا اِنْسَانٍ |
كِتَابَاكَ |
يَدَاهُ |
الجَرُّ родит. падеж |
كِتَابَيْ طَالِبٍ |
يَدَيْ اِنْسَانٍ |
كِتَابَيْكَ |
يَدَيْهِ |
النَّصْبُ винит. падеж |
كِتَابَيْ طَالِبٍ |
يَدَيْ اِنْسَانٍ |
كِتَابَيْكَ |
يَدَيْهِ |
Упражнение для закрепления
1) Образуйте двойственное число следующих имён:
رَجُلٌ _______________________ طَالِبَةٌَ_______________________
بِنْتٌ _______________________ تِلْمِيذَةٌ______________________
دَفْتَرٌ _______________________ جَنَّةٌ ________________________
مَسْجِدٌ _____________________ مَدِينَةٌ _______________________
بَيْتٌ _______________________ عَاصِمَةٌ ______________________
2) Просклоняйте по падежам следующие имена:
شَجَرَتَانِ два дерева
اَلْمِصْبَاحَانِ две (определенные) лампы
قَلَمَانِ два карандаша
الرَّفْعُ |
|
|
|
الجَرُّ |
|
|
|
النَّصْبُ |
|
|
|
3) Просклоняйте по падежам следующие словосочетания:
بِنْتَا مُحَمَّدٍ две дочери Мухаммада
قَلَمَا مُدَرِّسٍ два карандаша учителя
شَجَرَتَا الْحَدِيقَةِ два дерева парка
الرَّفْعُ |
|
|
|
الجَرُّ |
|
|
|
النَّصْبُ |
|
|
|
4) Переведите предложения и выделите имена двойственного числа:
اَلْمَدْرَسَتَانِ جَمِيلَتَانِ
___________________________________________
عِنْدِي قَلَمَانِ جَدِيدَانِ
___________________________________________
جَاءَ رَجُلَانِ مَعَ امْرَأَتَيْنِ
___________________________________________
اِشْتَرَيْتُ كِتَابَيْنِ بِدُولارَيْنِ
___________________________________________
قَرَأْتُ الْقُرْآنَ يَوْمَيْنِ
___________________________________________
أُذُنَا الْحِمَارِ الْوَحْشِيِّ طَوِيلَتَانِ
___________________________________________
عَيْنَا إِدْرِيسَ زَرْقَاوَانِ
___________________________________________
اِغْسِلْ يَدَيْكَ بِالصَّابُونِ قَبْلَ الْأَكْلِ
____________________________________
يَا صَدِيقَيِْ اِبْنِي ، اِحْتَرِمَا وَالِدَيْكُمَا!
____________________________________