§ 30. Двойственное число التَّثْنِيَةُ

вкл. .



 

В арабском языке имеются три числа: единственное (الإِفْرأدُдвойственное  (التَّثْنِيَة)и множественное (الجَمْعُ).

Двойственное число образуется от единственного путём добавления окончания -َانِ. Например:

كِتَابٌ   (неопределенная) книга   Š   كِتَابَانِ   две (неопределенные) книги





اَلْكِتَابُ   (определенная) книга   Š   اَلْكِتَابَانِ   две (определенные) книги

 

В родительном и винительном падежах это окончание меняется на -َيْنِ:

 

الرَّفْعُ   именит. падеж

كِتَابَانِ

الكِتَابَانِ

الجَرُّ   родит. падеж

كِتَابَيْنِ

الكِتَابَيْنِ

النَّصْبُ   винит. падеж

كِتَابَيْنِ

الكِتَابَيْنِ

 

При образовании двойственного числа  ةٌ«та марбута» в именах женского рода превращается в обычную букву ت «тэ»:

فَتَاةٌ   девушка   Š   فَتَاتَانِ   две девушки

مَدْرَسَةٌ   школа   Š   مَدْرَسَتَانِ   две школы

 طَائِرَةٌ  самолет   Š   طَائِرَتَانِ   два самолета

Если имя двойственного числа является первым членом идафы (الْمُضَافُ), то оно утрачивает букву ن «нун». Например:

كِتَابَانِ   две книги   Š    كِتَابَا طَالِبٍ  две книги студента

يَدَانِ   две руки   Š    يَدَا اِنْسَانٍ  две руки человека

كِتَابَانِ   две книги   Š    كِتَابَاكَ  твои две книги

يَدَانِ   две руки   Š    يَدَاهُ  его две руки

Подобные словосочетания склоняются следующим образом:

 

الرَّفْعُ   именит. падеж

كِتَابَا طَالِبٍ

يَدَا اِنْسَانٍ

كِتَابَاكَ

يَدَاهُ

الجَرُّ   родит. падеж

كِتَابَيْ طَالِبٍ

يَدَيْ اِنْسَانٍ

كِتَابَيْكَ

يَدَيْهِ

النَّصْبُ   винит. падеж

كِتَابَيْ طَالِبٍ

يَدَيْ اِنْسَانٍ

كِتَابَيْكَ

يَدَيْهِ

 

Упражнение для закрепления

 

1) Образуйте двойственное число следующих имён:

رَجُلٌ _______________________               طَالِبَةٌَ_______________________

بِنْتٌ _______________________                 تِلْمِيذَةٌ______________________

دَفْتَرٌ _______________________                جَنَّةٌ ________________________

مَسْجِدٌ _____________________                مَدِينَةٌ _______________________

بَيْتٌ _______________________                عَاصِمَةٌ ______________________

 

2) Просклоняйте по падежам следующие имена:

شَجَرَتَانِ   два дерева

اَلْمِصْبَاحَانِ   две (определенные) лампы

قَلَمَانِ   два карандаша

 

الرَّفْعُ

 

 

 

الجَرُّ

 

 

 

النَّصْبُ

 

 

 

 

3) Просклоняйте по падежам следующие словосочетания:

بِنْتَا مُحَمَّدٍ   две дочери Мухаммада

قَلَمَا مُدَرِّسٍ   два карандаша учителя

شَجَرَتَا الْحَدِيقَةِ   два дерева парка

 

الرَّفْعُ

 

 

 

الجَرُّ

 

 

 

النَّصْبُ

 

 

 

 

4) Переведите предложения и выделите имена двойственного числа:

اَلْمَدْرَسَتَانِ جَمِيلَتَانِ

___________________________________________

عِنْدِي قَلَمَانِ جَدِيدَانِ

___________________________________________

جَاءَ رَجُلَانِ مَعَ امْرَأَتَيْنِ

___________________________________________

اِشْتَرَيْتُ كِتَابَيْنِ بِدُولارَيْنِ

___________________________________________

قَرَأْتُ الْقُرْآنَ يَوْمَيْنِ

___________________________________________

أُذُنَا الْحِمَارِ الْوَحْشِيِّ طَوِيلَتَانِ

___________________________________________

عَيْنَا إِدْرِيسَ زَرْقَاوَانِ

___________________________________________

اِغْسِلْ يَدَيْكَ بِالصَّابُونِ قَبْلَ الْأَكْلِ

____________________________________

يَا صَدِيقَيِْ اِبْنِي ، اِحْتَرِمَا وَالِدَيْكُمَا!

____________________________________