§ 15. Обстоятельство образа действия الحَالُ

Автор: mynavira вкл. .



الحَالُ (буквально: «ситуация», «положение») – это имя в винительном падеже неопределенного состояния, отвечающее на вопрос «как?» и поясняющее состояние действующего лица или прямого дополнения в момент совершения действия. Этой части речи в русском языке соответствует обстоятельство образа действия (но не всегда – см. последний пример внизу). Например:

رَجَعَ الْوَلَدُ اِلى الْبَيْتِ بَاكِياً   Мальчик вернулся домой плача

عَبَرَ زَيدٌ الصَّحْرَاءَ رَاكِباً   Зейд пересек пустыню верхом

دَخَلَ مُحَمَّدٌ الْفَصْلَ غَضْبَانَ   Мухаммад вошел в класс злым





رَأَيْتُ الطَّالِبَةَ قَارِئَةً   Я видел студентку читающей

شَرِبْتُ الْمَاءَ صَافِياً   Я выпил воду в чистом виде

Действующее лицо или прямое дополнение, имеющее при себе الْحَالُ, должно стоять в определённом состоянии.

Часто бывает так, что состояние действующего лица или прямого дополнения поясняется не одним словом, а целым предложением. Такое предложение называют  جُمْلَةُ الْحَالِ(предложение образа действия). Например:

رَجَعَ زَيدٌ إِلَي الْبَيْتِ وَهُوَ غَضْبَانُ   Зейд вернулся домой злым

مَشَي زَيْدٌ يُفَكِّرُ   Зейд шел думая

 

Упражнения для закрепления

 

1) Переведите предложения и подчеркните в нихالْحَالُ :

قَرَأَ أَبِي الْجَرِيدَةَ جَالِسًا

______________________________________________________

شَاهَدْتُ الْفِلْمَ وَاقِفًا

______________________________________________________

تَكَلَّمْتُ مَعَ الْبِنْتِ مَاشِيًا

______________________________________________________

أَكَلْتُ التُّفَّاحَ نَاضِجًا

______________________________________________________

شَرِبَ أَحْمَدُ اللَّبَنَ سَاخِنًا

______________________________________________________

اِشْتَرَيْتُ الْكِتَابَ جَدِيدًا

_____________________________________________________

 

2) Дополните предложения подходящим الْحَالُ:

جَاءَ أَحْمَدُ ___________________________

كَتَبَتْ فَاطِمَةُ رِسَالَةً _____________________

قَرَأْتُ الْقُرْآنَ _________________________

شَرِبَتِ الْأُمُّ الشَّايَ ______________________

أَكَلَ الذِّئْبُ الشَّاةَ ______________________

3) Переведите следующие предложения и подчеркните в них جُمْلَةُ الْحَال (предложения образа действия):

قَتَلَ عُمَرُ الْأَسَدَ وَهُوَ يَأْكُلُ الْحِصَانَ

___________________________________________________

قَرَأَ الطَّالِبُ الْكِتَابَ وَهُوَ شَارِبٌ الشَّايَ

___________________________________________________

جَرَى الْوَلَدُ يَبْكِى

___________________________________________________

شَاهَدَ الطَّالِبُ الْفِلْمَ وَهُوَ يُفَكِّرُ فِي الْاِمْتِحَانِ

___________________________________________________

مَشَتْ فَاطِمَةُ تَنْظُرُ إِلَى الْبَحْرِ

___________________________________________________

رَأَيْتُ الطُّيُورَ تُغَرِّدُ

___________________________________________________

 

4) Завершите перевод предложений на арабский язык:

 

Студент читал книгу, кушая яблоко   قَرَأَ الطَّالِبُ الْكِتَابَ وَهُوَ                              التُّفَّاحَ

Фатима писала письмо плача   كَتَبَتْ فَاطِمَةُ الرِّسَالَةَ                                 

Моя мама разговаривала с соседкой стояتَكَلَّمَتْ أُمِّي مَعَ الْجَارَةِ                                  

Я смотрел фильм, кушая апельсин                                    وَأَنَا آكُلُ                                   

Моя сестра пила чай, слушая радио                                              وَهِيَ تَسْتَمِعُ إِلَى الرَّادِيُو  

Я видел сегодня Аишу больнойرَأَيْتُ الْيَوْمَ عَائِشَةَ                                           

Мы видели вчера двух ругающихся пассажировرَأَيْنَا أَمْسِ                       وَهُمَا يَتَشَاجَرَانِ  

Кошка съела рыбу в холодном видеأَكَلَ القِطُّ السَّمَكَةَ