§ 15. Обстоятельство образа действия الحَالُ
الحَالُ (буквально: «ситуация», «положение») – это имя в винительном падеже неопределенного состояния, отвечающее на вопрос «как?» и поясняющее состояние действующего лица или прямого дополнения в момент совершения действия. Этой части речи в русском языке соответствует обстоятельство образа действия (но не всегда – см. последний пример внизу). Например:
رَجَعَ الْوَلَدُ اِلى الْبَيْتِ بَاكِياً Мальчик вернулся домой плача
عَبَرَ زَيدٌ الصَّحْرَاءَ رَاكِباً Зейд пересек пустыню верхом
دَخَلَ مُحَمَّدٌ الْفَصْلَ غَضْبَانَ Мухаммад вошел в класс злым
رَأَيْتُ الطَّالِبَةَ قَارِئَةً Я видел студентку читающей
شَرِبْتُ الْمَاءَ صَافِياً Я выпил воду в чистом виде
Действующее лицо или прямое дополнение, имеющее при себе الْحَالُ, должно стоять в определённом состоянии.
Часто бывает так, что состояние действующего лица или прямого дополнения поясняется не одним словом, а целым предложением. Такое предложение называют جُمْلَةُ الْحَالِ(предложение образа действия). Например:
رَجَعَ زَيدٌ إِلَي الْبَيْتِ وَهُوَ غَضْبَانُ Зейд вернулся домой злым
مَشَي زَيْدٌ يُفَكِّرُ Зейд шел думая
Упражнения для закрепления
1) Переведите предложения и подчеркните в нихالْحَالُ :
قَرَأَ أَبِي الْجَرِيدَةَ جَالِسًا
______________________________________________________
شَاهَدْتُ الْفِلْمَ وَاقِفًا
______________________________________________________
تَكَلَّمْتُ مَعَ الْبِنْتِ مَاشِيًا
______________________________________________________
أَكَلْتُ التُّفَّاحَ نَاضِجًا
______________________________________________________
شَرِبَ أَحْمَدُ اللَّبَنَ سَاخِنًا
______________________________________________________
اِشْتَرَيْتُ الْكِتَابَ جَدِيدًا
_____________________________________________________
2) Дополните предложения подходящим الْحَالُ:
جَاءَ أَحْمَدُ ___________________________
كَتَبَتْ فَاطِمَةُ رِسَالَةً _____________________
قَرَأْتُ الْقُرْآنَ _________________________
شَرِبَتِ الْأُمُّ الشَّايَ ______________________
أَكَلَ الذِّئْبُ الشَّاةَ ______________________
3) Переведите следующие предложения и подчеркните в них جُمْلَةُ الْحَال (предложения образа действия):
قَتَلَ عُمَرُ الْأَسَدَ وَهُوَ يَأْكُلُ الْحِصَانَ
___________________________________________________
قَرَأَ الطَّالِبُ الْكِتَابَ وَهُوَ شَارِبٌ الشَّايَ
___________________________________________________
جَرَى الْوَلَدُ يَبْكِى
___________________________________________________
شَاهَدَ الطَّالِبُ الْفِلْمَ وَهُوَ يُفَكِّرُ فِي الْاِمْتِحَانِ
___________________________________________________
مَشَتْ فَاطِمَةُ تَنْظُرُ إِلَى الْبَحْرِ
___________________________________________________
رَأَيْتُ الطُّيُورَ تُغَرِّدُ
___________________________________________________
4) Завершите перевод предложений на арабский язык:
Студент читал книгу, кушая яблоко قَرَأَ الطَّالِبُ الْكِتَابَ وَهُوَ التُّفَّاحَ
Фатима писала письмо плача كَتَبَتْ فَاطِمَةُ الرِّسَالَةَ
Моя мама разговаривала с соседкой стояتَكَلَّمَتْ أُمِّي مَعَ الْجَارَةِ
Я смотрел фильм, кушая апельсин وَأَنَا آكُلُ
Моя сестра пила чай, слушая радио وَهِيَ تَسْتَمِعُ إِلَى الرَّادِيُو
Я видел сегодня Аишу больнойرَأَيْتُ الْيَوْمَ عَائِشَةَ
Мы видели вчера двух ругающихся пассажировرَأَيْنَا أَمْسِ وَهُمَا يَتَشَاجَرَانِ
Кошка съела рыбу в холодном видеأَكَلَ القِطُّ السَّمَكَةَ