§ 34. Глагол كَادَ и его «сёстры» كَادَ وَأَخَوَاتُهَا
كَادَ и его «сёстры» – это группа недостаточных глаголов, которые входят в именное предложение и придают его смыслу новый оттенок. При этом сказуемое именного предложения должно быть выражено глаголом настояще-будущего времени. Например:
الوَقْتُ يَنْتَهِىВремя кончается
كَادَ الوَقْتُ يَنْتَهِىВремя почти закончилось
كَادَ и его сёстры бывают трёх видов:
1) Глаголы, выражающие приближение:
كَادَ,كَرِبَ, أوْشَكَ «приблизиться к тому, чтобы…; почти; чуть не». Например:
أوْشَكَت الشَّمْسُ أنْ تَغْرُبَ Солнце приблизилось к тому, чтобы сесть (или: солнце почти село)
2) Глаголы, указывающие на надежду:
عَسَى , حَرَى , اِخْلَوْلَقَ «надеюсь, что» (чаще используется عَسَى). Например:
عَسَى أخُوكَ أنْ يُسَاعِدَكَ Надеюсь, что твой брат поможет тебе
3) Глаголы «начинания»:
شَرَعَ , أنْشَأَ , عَلِقَ , طَفِقَ , هَبَّ , اِبْتَدَأَ , اِنْبَرَى , جَعَلَ , قَامَ , بَدَأَ , أخَذَ "начать" (чаще используются جَعَلَ , بَدَأَ , أخَذَ).
Например:
أخَذَ زَيْدٌ يَكْتُبُ Зейд начал писать
Сказуемое-глагол именного предложения, в которое входят эти глаголы, принимают предлог أَنْ в следующих случаях:
а) При вхождении глаголов حَرَى и اِخْلَوْلَقَ«надеюсь, что». Например:
حَرَى زَيْدٌ أنْ يَأْتِىَ Надеюсь, что Зейд придёт
اِخْلَوْلَقَ زَيْدٌ أنْ يَأْتِىَ Надеюсь, что Зейд придёт
Предлог أنْ в данном случае необходим.
б) При вхождении глаголов приближения (كَادَ, كَرِبَ, أوْشَكَ) и глагола عَسَى.Наличие أنْв данном случае возможно, но не обязательно. Например:
كَادَت الشَّمْسُ أنْ تَغْرُبَ или كَادَت الشَّمْسُ تَغْرُبُСолнце почти село
عَسَى الشَّمْسُ أنْ تَغْرُبَ или عَسَى الشَّمْسُ تَغْرُبُНадеюсь, что солнце сядет
Однако сказуемое именных предложений, в которые входят глаголы عَسَى и أوْشَكَ принимают أنْ в большинстве случаев:
أوْشَكَت زَيْنَبُ أنْ تَقَعَ Зейнаб чуть не упала
عَسَى صَدِيقُكَ أنْ يَأتِىَНадеюсь, что твой друг придёт
Что касается глаголов начинания, то сказуемое их именных предложений не принимает أنْ[13]:
أخَذَتْ فَاطِمَةُ تَبْكِى Фатима начала плакать
بَدَأَ زَيْدٌ يَتَعَلَّمُ اللُّغَةَ الإِنْجلِيزِيَّةَ Зейд начал изучать английский язык
Глаголы группы كَادَ не имеют форм настояще-будущего времени и повелительного наклонения, кроме глаголов أوْشَكَ , طَفِقَ , جَعَلَи كَادَ, которые часто используются в настояще-будущем времени:
تَكَادُ البِنْتُ تَبْكِى (تَكَادُ البِنْتُ أنْ تَبْكِىَ) Девочка близка к тому,чтоб заплакать
يُوشِكُ زَيْدٌ أنْ يُمَزِّقَ كِتَابَهُ مِنَ الغَيْظِ Зейд близок к тому, чтоб порвать свою книгу от злости
يَجْعَلُ زَيْدٌ يَبْكِي Зейд начинает плакать
Упражнения для закрепления
1) Переведите следующие предложения и определите, в каком из них обязательно использование частицы أنْ:
كَادَ عَلِيٌّ أَنْ يَضْحَكَ
_____________________________________________________
أوْشَكَ الصَّيْفُ أنْ يَأْتِيَ
_____________________________________________________
كَرِبَ النَّاسُ أَنْ يَنَامُوا
____________________________________________________
عَسَى اللَّهُ أنْ يَغْفِرَ لَكَ
____________________________________________________
حَرَى أَبُوكَ أَنْ يُحِبَّكَ
____________________________________________________
اِخْلَوْلَقَ الْمُدَرِّسُ أَنْ يَزُورَنَا
____________________________________________________
2) Переведите предложения:
أَخَذَ مُحَمَّدٌ يَحْفَظُ سُورَةَ مَرْيَم
____________________________________________________
جَعَلَتْ عَائِشَةُ تَتَكَلَّمُ
____________________________________________________
بَدَأَ أَبِي يَضْرِبُ الْكَلْبَ
____________________________________________________
أَخَذْتُ أَكْتُبُ الْحُرُوفَ الْعَرَبِيَّةَ
____________________________________________________
أَجَعَلْتِ تَقْرَئِينَ هَذِهِ الْمَقَالَةَ؟
____________________________________________________
أَ بَدَأْتَ تَسْتَعِدُّ لِلاِْمْتِحَانِ؟
____________________________________________________
3) Переведите предложения на арабский язык:
Зейд почти закончил работу
_________________________________________
Ахмад почти вышел из дома
_________________________________________
Мухаммад почти отрезал верёвку
_________________________________________
Мой отец начал читать газету
_________________________________________
Мама начала варить
_________________________________________
Я начал изучать арабский язык
_________________________________________
Надеюсь, что учитель придёт
_________________________________________
Надеюсь, что я пойму его
_________________________________________
Надеюсь, что Аиша придёт
_________________________________________