§ 31. Усиление التَّأكِيدُ
Существует два способа для того, чтобы придать усиление какой-либо части речи:
1. Слово, которое необходимо подчеркнуть, повторяют два или три раза. Например:
لا لا أَذْهَبُ إِلَى المَدْرَسَةِ Я не пойду в школу
كَلاَمُهُ كَذِبٌ كَذِبٌ كَذِبٌ Его речь – ложь, ложь, ложь!
2. К имени, которое необходимо подчеркнуть, добавляют одну из частиц усиления. Этих частиц усиления четыре:
1) Слово نَفْسٌ «сам». Например:
زَيْدٌ نَفْسُهُ سَافَرَ إِلَى مُوسْكُو Зейд сам уехал в Москву
فَاطِمَةُ نَفْسُهَا جَاءَتْ إلَى المَدْرَسَةِ Фатима сама пришла в школу
Как видно из примеров, к частице نَفْسٌ нужно присоединять слитное местоимение, указывающее на имя, к которому относится эта частица.
Если имя стоит в двойственном или во множественном числе, то частица نَفْسٌ преобразуется в أَنْفُسٌ. Например:
جَاءَ الطَّالِبَانِ أَنْفُسُهُمَا Два студента пришли сами
جَاءَتْ الطَّالِبَتَانِ أَنْفُسُهُمَا Две студентки пришли сами
جَاءَ الطُّلاَّبُ أَنْفُسُهُمْ Студенты пришли сами
جَاءَتِ الطَّالِبَاتُ أَنْفُسُهُنَّ Студентки пришли сами
2) Слово عَيْنٌ «сам», которое используется аналогично نَفْسٌ:
زَيْدٌ عَيْنُهُ سَافَرَ إِلَى مُوسْكُو Зейд сам уехал в Москву
فَاطِمَةُ عَيْنُهَا جَاءَتْ إِلَى المَدْرَسَةِ Фатима сама пришла в школу
جَاءَ الطَّالِبَانِ أَعْيُنُهُمَا Два студента пришли сами
جَاءَ الطُّلاَّبُ أَعْيُنُهُمْ Студенты пришли сами
جَاءَت الطَّالِبَاتُ أَعْيُنُهُنَّ Студентки пришли сами
3) Слово كُلُّ "все". Например:
جَاءَ الطُّلاَّبُ كُلُّهُمْ Пришли все студенты
قَرَأْتُ الكِتَابَ كُلَّهُ Я прочитал всю книгу
قَرَأْتُ الجَرِيدَةَ كُلَّهَا Я прочитал всю газету
Если имя, к которому относится частица усиления كُلٌّ, стоит в двойственном числе, то она преобразуется в كِلاَ (для мужского рода) или كِلْتَا (для женского рода):
جَاءَ الطَّالِباَنِ كِلاَهُمَا Пришли оба студента
جَاءَتِ الطَّالِبَتَانِ كِلْتَاهُمَا Пришли обе студентки
К этой частице нужно присоединять слитное местоимениеهُمَا . В родительном и винительном падежах частица كِلاَ преобразуется в كِلَيْ, а частица كِلْتَا – в كِلْتَيْ. Например:
جَاءَ الطَّالِباَنِ كِلاَهُمَا (الرَّفْعُ) Пришли оба (именительный падеж) студента
هَذَا وَاجِبُ الطَّالِبَيْنِ كِلَيْهِمَا (الْجَرُّ) Это – обязанность обоих (родительный падеж) студентов
رَأَيْتُ الطَّالِبَيْنِ كِلَيْهِمَا (النَّصْبُ) Я видел обоих (винительный падеж) студентов
جَاءَتِ الطَّالِبَتَانِ كِلْتَاهُمَا (الرَّفْعُ) Пришли обе (именительный падеж) студентки
هَذَا وَاجِبُ الطَّالِبَتَيْنِ كِلْتَيْهِمَا (الْجَرُّ) Это – обязанность обеих (родительный падеж) студенток
رَأَيْتُ الطَّالِبَتَيْنِ كِلْتَيْهِمَا (النَّصْبُ) Я видел обеих (винительный падеж) студенток
4) Слово أَجْمَعُ «все». (В женском роде - جَمْعَاءُ, во множественном числе мужского рода - أَجْمَعُونَ, во множественном числе женского рода - جُمَعُ). К этой частице не присоединяется слитное местоимение, так как она в большинстве случаев ставится после частицы كُلٌّ и выражает дополнительное усиление:
الكِتَابُ كُلُّهُ أَجْمَعُ Вся-вся книга
الأَرْضُ كُلُّهَا جَمْعَاءُ Вся-вся Земля
العَبِيدُ كُلُّهُمْ أَجْمَعُونَ Все-все рабы
النِّسَاءُ كُلُّهُنَّ جُمَعُ Все-все женщины
Частица усиления أَجْمَعُ не используется для усиления имени двойственного числа.
Все вышеупомянутые частицы должны согласоваться в падеже с именем, к которому они относятся. Например:
جَاءَ الطُّلاَّبُ كُلُّهُمْ (الرَّفْعُ) Пришли все (именительный падеж) студенты
هَذَا وَاجِبُ النَّاسِ كُلِّهِمْ (الْجَرُّ) Это – обязанность всех (родительный падеж) людей
رَأَيْتُ الطُّلاَّبَ كُلَّهُمْ (النَّصْبُ) Я видел всех (винительный падеж) студентов
Примечания:
1) Частица كُلٌّ часто используется в качестве первого члена идафы.
В этом случае говорящий не ставит целью подчеркнуть общность какого-либо положения, а просто сообщает информацию. Сравните:
كُلُّ الطُّلاَّبِ يَعْرِفُونَ ذَلِكَ Все студенты знают это (Простое уведомление).
الطُّلاَّبُ كُلُّهُمْ يَعْرِفُونَ ذَلِكَ Все студенты знают это (Говорящий хочет подчеркнуть, что среди студентов нет никого, кто не знал бы этого).
2) Если частица كُلٌّ используется обособленно (то есть вне идафы) или после нее стоит имя неопределенного состояния, то ее следует переводить как «каждый». Например:
كُلٌّ يَعْرِفُ مَكَانَهُ فِي الْمَطْعَمِ Каждый знает свое место в столовой
كُلُّ طَالِبٍ يَعْرِفُ مَكَانَهُ فِي الْمَطْعَمِ Каждый студент знает свое место в столовой
3) Слово نَفْسٌ может использоваться как простое имя в значении «душа», а также в значении «себя»:
نَفْسُ مُحَمَّدٍ طَيِّبَةٌ Душа Мухаммада чиста
إِنَّهُ يَعْرِفُ نَفْسَهُ Он знает себя
4) Слова نَفْسٌ и عَيْنٌ также могут использоваться в качестве первого члена идафы. Тогда их следует переводить как «тот же самый»:
هَذَا نَفْسُ الكِتَابِ Это та же самая книга
هَذِهِ عَيْنُ المُشْكِلَةِ Это та же самая проблема
Упражнения для закрепления
1) Переведите следующие словосочетания:
أَحْمَدُ نَفْسُهُ _____________________________
زَيْنَبُ نَفْسُهَا _____________________________
اَلْوَلَدَانِ اَنْفُسُهُمَا __________________________
الْبِنْتَانِ أَنْفُسُهُمَا ____________________
الأَوْلاَدُ أَنْفُسُهُمْ __________________________
الْبَنَاتُ أَنْفُسُهُنَّ ___________________________
أَنْتَ نَفْسُكَ _____________________________
أَنْتِ نَفْسُكِ _____________________________
أَنَا نَفْسِي _______________________________
نَحْنُ أَنْفُسُنَا ______________________________
2) Замените в первом упражнении слово نَفْسُ, словом عَيْنٌ.
3) Переведите:
الشَّعْبُ كُلُّهُ عِبَادٌ _____________________________
أَحْمَدُ وَزَيْدٌ كِلاَهُمَا فِي الْبَيْتِ ________________________
شُعُوبُ الْعَالَمِ كُلُّهُمْ ضِدَّ الْحَرْبِ ________________________
الْحَدِيقَةُ كُلُّهَا جِمِيلَةٌ ____________________________
فَاطِمَةُ وَعَائِشَةُ كِلْتَاهُمَا مَرِيضَتَانِ _____________________
اَلأُمَّهَاتُ كُلُّهُنَّ سَعِيدَاتٌ ___________________________
نَحْنُ كُلُّنَا شَبَابٌ __________________________
أَنَا نَفْسِي رَجُلٌ _______________________________
4) Переведите следующие предложения:
مُحَمَّدٌ نَفْسُهُ اِشْتَرَى الْقَمِيصَ
_______________________________________________
فَاطِمَةُ نَفْسُهَا غَسَلَتْ الْمِعْطَفَ
_______________________________________________
الرَّجُلانِ أَنْفُسُهُمَا دَخَلا الْبَيْتَ
_______________________________________________
التِّلْمِيذَتَانِ أَنْفُسُهُمَا خَرَجَتَا مِنَ الْفَصْلِ
_______________________________________________
الْمُهَنْدِسُونَ أَنْفُسُهُمْ يَعْرِفُونَ ذَلِكَ
_______________________________________________
الْمُدَرِّسَاتُ أَنْفُسُهُنَّ سَلَّمْنَ عَلَيْكِ
_______________________________________________
دَخَلَ الْفَصْلَ الْأُسْتَاذُ عَيْنُهُ
_______________________________________________
أَكَلَتْ التُّفَّاحَ عَائِشَةُ عَيْنُهَا
_______________________________________________
ضَرَبَ الْقِطَّ الْوَلَدَانِ أَعْيُنُهُمَا
_______________________________________________
شَرِبَتْ الْمَاءَ الْبِنْتَانِ أَعْيُنُهُمَا
_______________________________________________
غَسَلَتْ الْقَمِيصَ الْفَتَيَاتُ أَعْيُنُهُنَّ
_______________________________________________
كَتَبَ الرِّسَالَةَ الْإِخْوَانُ أَعْيُنُهُمْ
_______________________________________________
الْبَيْتُ كُلُّهُ أَخْضَرُ
______________________________________________
الشَّمْسِيَّةُ كُلُّهَا حَمْرَاءُ
______________________________________________
دَخَلَ الْمَسْجِدَ الطُّلابُ كُلُّهُمْ
______________________________________________
الْمُدَرِّسَاتُ كُلُّهُنَّ خَرَجْنَ مِنَ الْمَدْرَسَةِ
______________________________________________
حَضَرَ الدَّرْسَ الطَّالِبَانِ كِلاَهُمَا
______________________________________________
حَفِظَتِ السُّورَةَ التِّلْمِيذَتَانِ كِلْتَاهُمَا
______________________________________________
5) Переведите следующие предложения на арабский язык:
Твой дом далеко-далеко
___________________________________________
Снег белый-белый
___________________________________________
Море синее-синее
___________________________________________
Омар сам приказал это
___________________________________________
Мой отец и брат сами знают об этом
___________________________________________
Мусульмане сами перевели Коран
___________________________________________
Сестры сами выучили эту суру
___________________________________________
Все народы желают мира
___________________________________________
Оба учителя рассказали эту историю
___________________________________________
Обе учительницы уехали в Мекку
___________________________________________
Все мужчины сели
___________________________________________
Все женщины вышли из дома
___________________________________________
Вся-вся вода утекла
___________________________________________
Вся-вся газета сгорела
___________________________________________
Все-все мусульмане любят Пророка
___________________________________________
Все-все матери любят своих детей
___________________________________________