Любой язык за 16 часов: 7 принципов полиглота Дмитрия Петрова

Автор: Абдуллах вкл. .



Идея тренинга появилась от чувства глубокого отчаяния и стыда, что миллионы наших соотечественников годами, а то и десятилетиями учат иностранные языки, в основном английский.
 
 
А потом, оказавшись в ситуации, где нужно использовать язык, и двух слов связать не могут. Согласитесь, это очень печальный факт. Это чувство глубокого возмущение и большая переводческая и преподавательская практика побудили придумать новую методику. Вот её принципы. 

1. Обучение языку должно быть максимально комфортно

Многие люди, где-то как-то изучавшие языки, сохраняют в себе детские травмы или чувство паники и ужаса перед чем-то огромным и непонятным. 
 
Вхождение в язык должно быть очень комфортным, дружелюбным, с чувством удовольствия и юмора, так, как у нас происходит это с родным языком. Когда мы маленькие осваивали свой родной язык, мы не испытывали ни страха, ни ужаса, потому что это была часть среды в которой мы росли. 
 
Отсюда понимание языка как некоей 3-х мерной структуры (3D), объёмного пространства. Это не просто список слов, или набор грамматических правил, которые мы выучиваем наизусть со страшной силой. Прежде всего это измерение, куда мы заходим и чувствуем себя в нём так же комфортно, как и в родном языке. То есть крайне важен комфорт и снятие эмоционально-психологических блоков. 

2. Компактность обучения

Когда любой процесс растягивается надолго, к середине мы не помним начала, а к концу мы забываем середину. Поэтому базовое знание должно даваться в компактной форме. Алгоритмы, «матрица языка» должны усваиваться на автоматическом уровне, как спортивные движения, если мы занимаемся видом спорта. Всё что человек совершает многократно, в конце концов, может повторять, не задумываясь. Как тело помнит спортивные движения, точно также наше подсознание должно помнить и свободно пользоваться основными структурами любого языка. 
 
Именно поэтому, когда мы занимаемся языком, мы не обязаны ограничиваться одним. Каждый последующий язык требует меньше времени, меньше усилий. Это такая геометрическая прогрессия. 

3. Частотность

В любом языке слов огромное количество. Тысячи, тысячи, тысячи. Но давно существует статистика, что 90% человеческой речи, всех слов, которые мы используем независимо от возраста, уровня образования, профессии, это 350-400 слов. 
 
Согласитесь, не надо тратить 10 лет жизни, чтобы выучить такое количество. Это вопрос нескольких дней. Точно такой же минимум существует и в грамматике, то есть структурной части языка. Поэтому вопрос в том, чтобы получить ощущение комфорта с самого начала, с первых дней и часов изучения языка. 
 
И самый важный навык, который мы осваиваем в первую очередь - это комбинаторика. Зная даже несколько десятков слов, можно составлять огромное число комбинаций. 

4. Масштабируемость  

В силу своей профессии я работаю с людьми на разных уровнях. Как переводчик и обучаю слуховому переводу студентов лингвистического университета. Для огромной массы людей не требуется знать сразу много нюансов. А требуется знать комфортно и уверенно базовый элементарный уровень. Этим уровнем, конечно, всё не ограничивается. Вы должны обрести "несгораемый" запас. А после этого при желании и необходимости мы можем продвигаться дальше и дальше.
 
Поэтому я представляю себе структуру, процесс обучения (и не только языков) как спираль: есть ядро, базовый стержень возле которого мы нанизываем всю информацию, слова, обороты, словосочетания, темы. И есть тот уровень, который мы сами для себя решили достичь. Кому-то достаточно базового знания языка, для поездки в страну или общения с носителем языка. Кому-то этого мало и хочется поговорить о чём-то заветном. Кто-то подружился, появились друзья и подруги….
 
Тогда можно добавить и количественно и качественно объём информации. Кому-то мало этого, и он хочет общаться на профессиональные темы - пожалуйста, на той же самой основе мы поднимаем ещё выше планку. Кому-то и этого мало и он хочет читать в оригинале Шекспира, например. Есть возможность масштабировать полученные знания. А в основе всего лежит информация, объём которой не превышает объём таблицы умножения. 

5. Мобилизация

В природе не существует полной халявы, есть усилия, которые надо приложить, но это усилие не должно быть чрезмерным. Никакой гипноз, никакой 25-й кадр не могут дать знания.  Всё это лишь способы воздействовать на психику, сделать её более восприимчивой, но получить знания так нельзя. Есть вещи, которые надо освоить. 
 
Мой опыт работы на разных уровнях с разными людьми привёл к созданию формата "16 часов". Это цифра не сразу появилась. Сначала были попытки сделать курс и длиннее и короче. Но, учитывая, что работа в этом формате очень интенсивная для взрослых людей, которые давно уже не занимались языком, больше не надо. После 16 часов сознание уже перестаёт воспринимать, память начинает давать сбои и, в конечном счете, мы начинаем испытывать неприятные ощущения, а их не должно быть, потому что процесс познания должен приносить исключительно удовольствие.  
 
Всё, чему мы в жизни до сих пор научились, научились с удовольствием, с ощущением комфорта. Поэтому такой формат достаточно интенсивный, даже в хорошем смысле агрессивный, но позволяющий создать вот этот "несгораемый" запас, чтобы в следующий раз нам не пришлось снова начинать всё с нуля. Чтобы, если нам будет мало достигнутого, мы могли уже опираясь на базу продолжить обучение до того уровня, который нас интересует.

6. Мотивация

Язык надо учить не просто для приличия, а он должен быть нужен для чего-то. Цель может быть совершенно разная: 
 
  • для туристической поездки, 
  • для учёбы, 
  • для работы, 
  • читать книги 
  • понимать на слух песни 
 
Допускаются любые совершенно индивидуальные, уникальные формы мотивации. 
 

7. Индивидуализация 

 
Каждый должен учить не просто универсально язык, а язык для себя любимого. То есть с самого начала мы учимся не просто говорить на языке, а говорить о себе. Не в абстрактных персонажах "какой-то Джон поехал в Лондон". Я не знаю Джона и куда он поехал. Я, есть только я: кем я являюсь, что я хочу, что я люблю, где я работаю, живу и т.д.
 
Очень важен индивидуальный момент и он достигается снятием эмоционально-психологических блоков с помощью настройки на образ языка. Язык - не просто набор букв в сочетании грамматических структур, а это определённый образ восприятия мира. Каждый язык - это некое объёмное пространство, которое обладает цветом, вкусом, запахом и именно это избавляет нас от  ненужных комплексов и позволяет эффективно осваивать язык уровень за уровнем.
 
Составлено по видео этой встречи: 

 
P.S. Что касается арабского языка, то 16 часов конечно же будет мало, потому что вам нужно освоить чтение и письмо - весьма специфичные для привыкшего к кирилице и латинице. Но если вы владеете чтением и письмом, то цифра 16 часов вполне реальная, имхо.